Основное
- Главная
- Обо мне
- Сотрудничество
- Программы
- Мои курсы и Клуб игр
- Заявка
Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Гражданский Кодекс РФ
Дебиторская задолженность – это конкурентное преимущество Вашего бизнеса или жёсткая необходимость. Долг (просроченная дебиторская задолженность) – это болезнь Вашего бизнеса.
Есть три направления работы с просроченной дебиторской задолженностью:
Первое направление - это лечение симптомов болезни, второе – лечение причин болезни, и третье направление – это профилактика возникновения болезни. Чтобы понять актуальность третьего направления поговорим вначале о взыскании долгов и начнем с рассмотрения уровней ответственности контрагента, то есть те точки, на которые мы можем эффективно надавить. Для нас важно помнить, что цель формирования ответственности – мотивация к исполнению, а не извлечения дополнительной прибыль.
С позиции практика, могу предложить Вам 5 таких уровней:
Вариант № 1. Воздействуйте на должника, а поручителя просто информируйте. Дело в том, что на начальном этапе поручитель находится на нашей стороне, он заинтересован в том, чтобы должник исполнил обязательства. При таком подходе поручитель так же начинает воздействовать на должника. Не Вы - на двоих сразу, а двое (Вы и поручитель) - на должника! Если же Вы начнете резко воздействовать еще и на на поручителя, то получите старую поговорку «Враг моего врага – мой друг», и должник с поручителем объединятся против Вас.
Вариант № 2 - противоположная схема. Никакого взаимодействия с должником и очень жесткое давление на поручителя. Поручителю обидно, он-то здесь причем? И он с огромным усилием начинает воздействовать на должника. С точки зрения закона за свое воздействие на поручителя - отвечаете Вы, а вот в данной схеме за воздействие поручителя на должника Вы не отвечаете.
Поговорим подробнее об обеспечительных мероприятиях. Нас интересует не только то, что прописано в законе, но и множество других аспектов, с которыми реально работать. Например, изменение цены (не в зависимости от оплаты-неоплаты, а в зависимости от определенного срока).
Важное замечание для тех, кто работает через агентов: в Гражданском Кодексе появился новый аспект – теперь агент может открыть специальный (номинальный) счет для принципала. Все обороты денежных средств по Вашим сделкам будут проходить только через этот счет. А если заключить еще и удачный договор с банком, то деньги с этого счета будут уходить только Вам. Таким образом, деньги поступили на счет контрагента, но уйти со счета (по его, правда, распоряжению) они могут только в Вашем направлении. Ведь по Гражданскому Кодексу деньги, находящиеся на счету агента, не принадлежат ему, а принадлежат принципалу. Этот аспект действительно обособляет Ваши деньги от денег агента, которыми он может пользоваться как угодно.
В чем цель обеспечительных мер? В первую очередь, повышение статуса по отношению к должнику, его имуществу или заинтересованным лицам.
Давайте пробежимся по различным аспектам таких мероприятий:
Поговорим о договоре как бизнес-инструменте. Для нас, как для кредиторов, это основополагающий элемент построения взаимодействия.
Кому должник заплатит в первую очередь (если имеет несколько долгов)? Тому, кого уважает, боится или уважает. Затем на очереди те, кому легче это сделать, те, кто рядом. Следующие - те, кто ему выгоден или кто создаст больше проблем. И только затем те, кто имеет на этот долг больше прав. В Гражданском Кодексе установлена очередность оплаты долгов, но она необязательна, пока не наступило банкротство.
Таким образом, при заключении договора обращаем внимание на:
Мини-бизнес-план, экономически обоснованный и направленный на получение выгоды.
Управление своими обязательствами – доход.
Регламент достижения цели. Карта для напоминания определённости. План - для «неопределенности». Управление процессом – экономия средств.
Защита нарушенных прав и законных интересов. Управление своим правом – расходы ресурсов.
А при взыскании долга на первый план выходят психологические аспекты, потом технология и экономика, а юридические вопросы мотивируют должника к исполнению обязательства в последнею очередь.
Уровень |
При заключении договора |
При реализации договора |
1 |
Экономическая выгода |
Уважает или Боится |
2 |
Технология |
Лёгкость исполнения |
3 |
Право |
Экономическая выгода |
4 |
Взаимодействие |
Право |
Технологии привлечения к ответственности, эффективная работа с обеспечительными мерами, особенности построения взаимодействия с должником и многое другое, что позволяет взыскать долги, вы можете узнать на моих мероприятиях, посвящённых вопросам управления дебиторской задолженности.
Программа двухдневного мастер-класса по взысканию долгов с юридических лиц (ссылка на программу)