Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Гражданский Кодекс РФ
Дебиторская задолженность – это конкурентное преимущество Вашего бизнеса или жёсткая необходимость. Долг (просроченная дебиторская задолженность) – это болезнь Вашего бизнеса.
Есть три направления работы с просроченной дебиторской задолженностью:
- Работа по взысканию долга,
- Работа с должниками,
- Работа с партнёрами.
Первое направление - это лечение симптомов болезни, второе – лечение причин болезни, и третье направление – это профилактика возникновения болезни. Чтобы понять актуальность третьего направления поговорим вначале о взыскании долгов и начнем с рассмотрения уровней ответственности контрагента, то есть те точки, на которые мы можем эффективно надавить. Для нас важно помнить, что цель формирования ответственности – мотивация к исполнению, а не извлечения дополнительной прибыль.
С позиции практика, могу предложить Вам 5 таких уровней:
- Репутационная ответственность («морально – экономическая»). Несложно догадаться, что ее действие в кризис многократно уменьшается.
- Гражданско-правовая ответственность. Чтобы ее реализовать, нужно идти к государству. Разберемся, почему. Когда мы можем получить с клиента неустойку? В двух случаях. Когда контрагент с ней согласился, признал ее (не забывайте, неустойка уменьшает прибыль) – тем самым нарушил главный принцип своей компании. Или – второй вариант – только через суд. Именно в суде можно получить полноценные обязательства по неуплате неустойки. Таким образом мы работаем со всеми обеспечительными мерами. Исключение составляет «удержание» – здесь мы работаем самостоятельно, без помощи государства. Еще раз подчеркну, время всегда играет на руку должнику. Он может позволить свысока смотреть на все Ваши потуги и твердить одну фразу: «Встретимся в суде». А через сколько выйдет решение суда, и в чью пользу – неизвестно.
- «Коллективная ответственность» и регрессные требования – работа с лицом, которое поручилось за контрагента, с цепочкой «кредитор-должник-поручитель». На западе такой вариант практически полностью отсутствует, организуется только через распределение рисков. В России используется гораздо чаще. Естественно, имеет свои «хитрости». Разберем их. Если лицо, которое поручилось за контрагента находится в рамках Вашего непосредственного воздействия – это отлично. В противном случае, нужно будет воздействовать через государство. Если не применить один из вариантов данной схемы (учтите, их можно комбинировать):
Вариант № 1. Воздействуйте на должника, а поручителя просто информируйте. Дело в том, что на начальном этапе поручитель находится на нашей стороне, он заинтересован в том, чтобы должник исполнил обязательства. При таком подходе поручитель так же начинает воздействовать на должника. Не Вы - на двоих сразу, а двое (Вы и поручитель) - на должника! Если же Вы начнете резко воздействовать еще и на на поручителя, то получите старую поговорку «Враг моего врага – мой друг», и должник с поручителем объединятся против Вас.
Вариант № 2 - противоположная схема. Никакого взаимодействия с должником и очень жесткое давление на поручителя. Поручителю обидно, он-то здесь причем? И он с огромным усилием начинает воздействовать на должника. С точки зрения закона за свое воздействие на поручителя - отвечаете Вы, а вот в данной схеме за воздействие поручителя на должника Вы не отвечаете.
- Маркетинговая и сервисная ответственность. Основополагающий инструмент в Ваших руках. Главный лозунг – «Ты не получишь выгоду!» Откройте свои договора и почитайте, скорее всего, Вы увидите, что получить продукт от Вас контрагенту действительно выгодно. А выгодно ли ему Вам платить? Только в том случае, если у Вас предусмотрены бонусы от срока оплаты (а не от объемов закупки). Смысл сервисного обслуживания – чем дольше Вы будете протягивать взаимодействие со своим контрагентом в своей работе – тем это выгоднее для Вас. Обычно должник управляет процессом. Почему? Вы выполнили все свои обязательства, все ему отдали, отгрузили товар и теперь все зависит от него, за ним последний ход. Меняем стереотип! Оставьте себе маленькую обязанность на конец сделки. Так, например, выдавайте документы, например, к счетчику воды, только после оплаты. Создайте обеспечительную меру – на исполнение обязательств! Организуйте технологическое обеспечение интереса заплатить Вам!
- Административно-уголовная ответственность. Кроме морального удовлетворения ничего в России не несет. Реальных денег здесь нет, поэтому не вижу смысла уделять здесь ей особое внимание.
Поговорим подробнее об обеспечительных мероприятиях. Нас интересует не только то, что прописано в законе, но и множество других аспектов, с которыми реально работать. Например, изменение цены (не в зависимости от оплаты-неоплаты, а в зависимости от определенного срока).
Важное замечание для тех, кто работает через агентов: в Гражданском Кодексе появился новый аспект – теперь агент может открыть специальный (номинальный) счет для принципала. Все обороты денежных средств по Вашим сделкам будут проходить только через этот счет. А если заключить еще и удачный договор с банком, то деньги с этого счета будут уходить только Вам. Таким образом, деньги поступили на счет контрагента, но уйти со счета (по его, правда, распоряжению) они могут только в Вашем направлении. Ведь по Гражданскому Кодексу деньги, находящиеся на счету агента, не принадлежат ему, а принадлежат принципалу. Этот аспект действительно обособляет Ваши деньги от денег агента, которыми он может пользоваться как угодно.
В чем цель обеспечительных мер? В первую очередь, повышение статуса по отношению к должнику, его имуществу или заинтересованным лицам.
Давайте пробежимся по различным аспектам таких мероприятий:
- Обеспечение в силу закона – управление правоотношениями. Неустойка, залог, встречное исполнение обязательства.
- Гражданско-правовое обеспечение – покупка обеспечения меры воздействия на партнёра, обязывающая совершить в пользу управомоченной стороны определённые действия. Здесь важно помнить об одном психологическом аспекте - человека больше пугает вероятность потерь, чем привлекает вероятность прибыли.
- Обеспечительные схемы расчётов: предоплата (с начислением процентов), аккредитив, вексель, акцепт, «номинальный счёт» и договор условного депонирования (эскроу), обеспечительный депозит (вклад), обеспечительный платёж, досрочное исполнение при просрочке.
- Неустойка: пени, штраф, «штрафная неустойка», задаток. Ценообразование: валютная оговорка, изменение цены, коэффициенты; расходы по началу и завершению (прекращению, ограничению); «коммерческий кредит», условия выплаты дополнительного вознаграждения.
- Залог, удержание, «go - stop», ограничения, «резервирование права собственности», передача имущества в пользу кредитора, индивидуальное и коллективное клиринговое обеспечение.
- Поручительство, независимая гарантия, страхование, факторинг, инвойс-дискаунтинг, перевод долга, гарант.
- Информационные: заверение об обстоятельствах, представление и распространение; исключить или включить в реестр или в кредитную историю.
- Альтернативное исполнение, Ответственность, Индексация, Соглашение о коммерческом кредите, Уступка прав получения/требования, «Обязанность вместо права».
- Организационные схемы: последовательность действий, «личный кабинет партнёра» с инструкцией, «откат», «кредит под Ваш депозит», ЕРКЦ, конфирминг (закупочный факторинг).
- «Членство в клубе», «список добросовестных партнёров».
- Кредитная история, Маркетинговое и Сервисное обеспечение.
- Процессуальное обеспечение - управление правом и встречное обеспечение.
- Наложение ареста; Запрещение совершать определённые действия; Передача спорного имущества на хранение; Запрос отсутствующей обязательной информации о должнике.
- Исполнительные меры обеспечения - управление правом.
- Наложение ареста, ограничение регистрационных действий и ограничение выезда за границу.
- Контрольное (Актив, Бизнес/Доход) – управление процессом.
Поговорим о договоре как бизнес-инструменте. Для нас, как для кредиторов, это основополагающий элемент построения взаимодействия.
Кому должник заплатит в первую очередь (если имеет несколько долгов)? Тому, кого уважает, боится или уважает. Затем на очереди те, кому легче это сделать, те, кто рядом. Следующие - те, кто ему выгоден или кто создаст больше проблем. И только затем те, кто имеет на этот долг больше прав. В Гражданском Кодексе установлена очередность оплаты долгов, но она необязательна, пока не наступило банкротство.
Таким образом, при заключении договора обращаем внимание на:
- Экономическая составляющая
Мини-бизнес-план, экономически обоснованный и направленный на получение выгоды.
Управление своими обязательствами – доход.
- Управленческая составляющая
Регламент достижения цели. Карта для напоминания определённости. План - для «неопределенности». Управление процессом – экономия средств.
Защита нарушенных прав и законных интересов. Управление своим правом – расходы ресурсов.
- Психологический аспект - управление (манипуляция) партнёром – приносит доход.
А при взыскании долга на первый план выходят психологические аспекты, потом технология и экономика, а юридические вопросы мотивируют должника к исполнению обязательства в последнею очередь.
|
Уровень
|
При заключении договора
|
При реализации договора
|
|
1
|
Экономическая выгода
|
Уважает или Боится
|
|
2
|
Технология
|
Лёгкость исполнения
|
|
3
|
Право
|
Экономическая выгода
|
|
4
|
Взаимодействие
|
Право
|
Технологии привлечения к ответственности, эффективная работа с обеспечительными мерами, особенности построения взаимодействия с должником и многое другое, что позволяет взыскать долги, вы можете узнать на моих мероприятиях, посвящённых вопросам управления дебиторской задолженности.
Программа двухдневного мастер-класса по взысканию долгов с юридических лиц (ссылка на программу)